При проектировании специального кроссового автомобиля сразу стоит отмести идеи типа "взять кузов старенькой "тачки", убрать всё лишнее, усилить, где надо, и - вперед! " Во-первых, лишнее там почти всё, во - вторых, если даже это "лишнее" оставить, его всё равно нужно усиливать. Дело в том, что кузова большинства автомобилей спроектированы под массовое производство, где самыми быстрыми и дешёвыми технологиями являются штамповка и роботизированая точечная сварка. И это накладывает свой отпечаток на конструкцию - машины получаются довольно нежными, в процессе эксплуатации происходят необратимые деформации. Например, у "Жигулей" "не лечится" отрицательный развал передних колёс, у "Запорожца" - задних, у всех машин плохо закрываются двери, выпадают "стаканы", в которые упираются амортизаторы. Свою лепту здесь вносит множество закрытых полостей - коробов,придающих какую-то (вполне достаточную для нормальной эксплуатации) жёсткость "жестяному" кузову. В порогах, стойках, различных усилителях скапливается влага и подолгу не высыхает. В местах, где листы сварены внахлёст в несколько слоёв, она не высыхает никогда! Вот и хватает их, в среднем, лет на пять, несмотря на все "антикоры". И насчёт "пяти лет" возраженя не принимаются, я езжу на ЗАЗах выпуска середины 80-х (по хорошим дорогам и редко больше 80 км/ч) - страшновато. Причём до падения Советской власти они, скорее всего, стояли в гаражах, зимой не ездили, и хозяева над ними дрожали.
Если же не жалеть на автомобиль железа, он получится условно-вечный (всё равно требуя для этого ухода),но слишком уж тяжёлым, со всеми вытекающими последствиями. Пример - "Победа", "Волга" ГАЗ-21, современные "джипы" (не паркетные).
Мы говорили о проблемах вечности и ветхости, к тому же деликатно не упоминая о старении металла (ещё кто-то хочет превратить старые "дрова" в спортивный автомобиль?). Но если совершенно новую "гражданскую" машину поставить одним колесом на бордюр (это называется - диагональное вывешивание), у неё, скорее всего, возникнут проблемы с открыванием - закрыванием дверей и капота. Но двери-капоты - это цветочки. При движении (не только по кроссовой трассе), кузов часто терпит подобные нагрузки, и тогда нарушается взаимное расположение колёс, что приводит к нарушению точности рулевого управления, а в критических случаях (например,при движении с большой скоростью по пересечённой местности), грозят неприятности похлеще.
В повседневной эксплуатации обычных машин все эти "ужасы" малозаметны, но для спортивного автомобиля, где необходима высокая жёсткость при минимальном весе, приобретают решающее значение. Конечно, спортсмены "гоняются" и на т.н. серийных кузовах (сначала до предела облегчённых, потом толково усиленных - внутри их кузова можно увидеть конструкцию, подозрительно напоминающую... раму багги), но результаты показывают скромнее, чем на специально построеных - вес у такой машины получается вдвое больше, чем у багги. Да и старым у них считается одно-двухлетний кузов...
Если любительский "багги" строится для катания подружек по полям и лесам, всё равно стоит использовать специальную раму. Взгляните на фото (скачал где-то): машина 4-х местная,точно не для спорта, а для пляжа ,и как сработана! Рама - пространственная трубчатая ферма - сто лет проживёт, как её не нагружай, и ржаветь нечему. Иначе, гораздо лучше для этих целей подойдёт обычный "ЛуАЗ" или "Запорожец" - на перевареном серийном кузове всё равно быстрее по кочкам не разогнаться,но мороки с "цивильными" машинами меньше, а комфорта больше.
Ещё можно упомянуть соображения безопасности, вспомнить свои и чужие неудачные опыты с "болгаркой" и сваркой над несчасными автомобилями, но не хочу больше злоупотреблять Вашим вниманием. Надеюсь, теперь Вы оставите нехорошие мысли о престарелом отцовском "Жигулёнке" - самоделка-то получше будет, да и (совсем забыл!) обойдётся подешевле - правда!
|